Министр финансов Южной Африки Тито Мбовени недавно опубликовал пакет предложений по экономической политике, которые заслуживают серьезного рассмотрения. Они нацелены на возрождение экономики, в которой за последние пять лет темпы роста в среднем составляли всего 1,1%, а реальный уровень безработицы поднялся до 40%.

Новинкой является внимание, уделяемое роли сферы услуг в поддержке экономики.

Такой акцент на секторах услуг отчасти оправдан их сильным ростом более чем на 6% в год с 2009 года. Это намного быстрее, чем в первичной или вторичной промышленности. Недавнее исследование Всемирного банка показало, что рост производительности в сфере услуг в Южной Африке также опередил сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и обрабатывающую промышленность за последние три десятилетия. Таким образом, услуги, похоже, находятся в хорошем положении для дальнейшего роста.

Услуги занимают видное место в трех из пяти всеобъемлющих тем в программе роста Министерства финансов:

модернизация сетевых услуг, таких как телекоммуникации и транспорт;

уделение первоочередного внимания трудоемкому росту, включая туризм в сельских и городских районах;

конкурентоспособность экспорта и возможности регионального роста, что указывает на потенциал для строительства, логистики и финансовых услуг.

Услуги традиционно не имеют большого значения в экономических стратегиях развивающихся стран. Они рассматриваются как «неторгуемые» — их производство и потребление часто происходит на одной территории. Это означает, что торговля услугами обычно является локальной. Отсюда следует, что создание производственной базы может поддержать внутренний спрос. Промышленные товары, напротив, торгуются. Вот почему производство стало двигателем роста в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Китай, Малайзия и другие страны Восточной Азии.

Однако роль услуг меняется. Они вносят больший вклад в глобальные производственно-сбытовые цепочки. Достижения в области цифровых технологий и авиаперевозок улучшили коммерческую привлекательность многих услуг. Ведущие транснациональные корпорации также занимаются аутсорсингом рутинной деятельности, включая трудоемкое производство. Вместо этого они сосредоточены на более ценных услугах, таких как исследования и разработки, дизайн, маркетинг и послепродажная поддержка. В результате экспорт услуг вырос с 9% мирового экспорта в 1970 году до 20% в 2014 году. В настоящее время они являются наиболее быстро растущей частью мировой торговли.

Услуги становятся существенным вкладом в промышленные товары. Это в ответ на потребительский спрос на более сложные и фирменные продукты. Интенсивные услуги также являются ключевым компонентом повышения производительности и конкурентоспособности в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности и других секторах. Передовые услуги производителей усиливают другие отрасли, улучшая их возможности. Они помогают адаптировать продукты к новым рынкам, сокращают отходы и облегчают внешнюю торговлю.

Это показывает, что услуги, а не альтернатива производству, добыче полезных ископаемых или сельскому хозяйству, дополняют друг друга.