Нынешнее правительство Индии завершило свои первые 100 дней при исполнении служебных обязанностей 6 сентября. Насколько экономически отличается этот период от первых 100 дней первого пребывания Нарендры Моди в правительстве, которое началось в мае 2014 года?

Экономические показатели не поддаются такому высокочастотному анализу. Данные о валовом внутреннем продукте (ВВП) за текущий финансовый год доступны только за первый квартал, который закончился в июне. Даже другие высокочастотные статистические данные, такие как инфляция, индекс промышленного производства и данные о заработной плате в сельской местности, не доступны после июля. Однако верно и то, что такие показатели, как статистика ВВП, обычно не показывают резких изменений в течение трех месяцев. Кроме того, любая оценка экономических показателей должна учитывать исторический контекст, в котором оба правительства вступили во владение.

Давайте теперь посмотрим на статистику ВВП для первого и второго правительства Моди. В квартале, заканчивающемся в марте 2014 года, в последнем полном квартале при втором правительстве Объединенного прогрессивного альянса (UPA), рост ВВП составил 5,3%. Показатели роста ВВП также сильно колебались к концу правительства УПА II. Они упали на два процентных пункта в период с сентября 2013 года по март 2014 года после роста более чем на три процентных пункта в период с марта 2013 года по сентябрь 2013 года. В первые два квартала после прихода нового правительства в мае рост ВВП увеличился на 3,4 процентных пункта. Рост ВВП шел по восходящей траектории до июня 2016 года.

Безусловно, цифры ВВП, которые были приведены здесь, были недоступны до января 2015 года, когда Центральное статистическое управление (ЦСУ) опубликовало данные о ВВП с базой данных 2011-12. В старых сериях первоначальные экономические показатели нового правительства оказались в худшем свете, при этом показатели роста ВВП за квартал, заканчивающийся в марте 2014 года, июне 2014 года и сентябре 2014 года, составили 6,1%, 5,8% и 6% соответственно. Они были 5,3%, 8% и 8,7% в соответствии с новой серией.

Суть в том, что первое правительство Моди унаследовало экономику, которая уже находилась в фазе восстановления, но все еще была нестабильной. К чести, новое правительство стабилизировало восстановление.

Давайте теперь перенесемся во второе правительство Моди. Рост ВВП Индии снижался в течение пяти кварталов подряд. Вопреки пересмотру ряда ВВП, который дал положительный шок статистике, возникают вопросы о том, переоценивает ли текущий ряд ВВП. Инфляция и цены на нефть намного ниже, чем они были, когда Моди вступил во владение в 2014 году. Это исключает возможность любых непредвиденных выгод, которые могли бы стимулировать рост.

Если показатели ВВП за этот квартал не продемонстрируют существенного восстановления или, что еще хуже, продемонстрируют, что замедление продолжается, шум для налогово-бюджетных стимулов будет только возрастать. Любой значительный стимул повлечет за собой риск роста инфляции. Безусловно, нет ничего нежелательного в некотором росте инфляции, если он является побочным продуктом политики, стимулирующей совокупный спрос. Если спрос не увеличится, рост инвестиций останется низким. Высокий рост, обусловленный инвестициями, был официально заложен, поскольку к 2024 году Индия станет экономикой в 5 триллионов долларов.

Этот экономический сдвиг, если он произойдет, может кардинально изменить экономическую историю правительства. Низкая инфляция была, пожалуй, самой большой проблемой, связанной с экономикой первого правительства Моди. Будет интересно посмотреть, приведут ли меняющиеся экономические реалии к изменению этого сценария. Розничная продовольственная инфляция в августе уже достигла 7% в городских районах.